Девушка и Полюс

Девушка и Полюс

Источник информации: Русская Арктика

Каждый раз, когда в далекие дали, какими, безусловно, являются просторы Арктики, объявляется набор в экспедицию или волонтёрский проект, в национальный парк «Русская Арктика» начинают приходить грустные письма-резюме от девушек. Все они начинаются примерно одинаково: «Я очень мечтаю быть полярником. Но знаю, что в Арктику берут только мужчин». Сами претендентки на путешествие на крышу планеты, не верят в свои шансы, понимая, что в слова «полярница» в словаре нет.

 Сегодня в России седьмой раз подряд отмечают профессиональный День Полярника. И это так здорово, что такую ответственную и сопряжённую с постоянными испытаниями профессию, оценили на самом высоком государственном уровне, и, наряду с учителями, строителями, врачами, дали ей свой собственный день, 21 мая.

И горькая правда наших дней состоит в том, что в Арктику девочкам, как и во времена ее открытия, действительно, попасть гораздо сложнее, нежели мужчинам. При равных знаничях и навыках, предпочтение отдаётся именно сильной половине человечества.

 Но мы расскажем вам о той, кто успешно разбивает гендерные стереотипы.  Диана Киджи ходит по арктическим морям в должности второго помощника капитана.


Девушка и море


В эти самые минуты, Диана несет вахту на капитанском мостике самого современного и мощного в мире атомного ледокола «50 Лет Победы», который выполняет свой очередной арктический рейс.

 Путь в Арктику начался с Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, который был успешно закончен в 2016 году по специальности "Судовождение" Сразу после окончания мореходки Диана становится третьим помощником капитана на ледоколе «Иван Крузенштерн» (одним из шести ледоколов, которые ежедневно отчищают водные пути между Санкт-Петербургом и Балтийским морем). А два года назад Диана перешла на работу в команду а/л «50 лет Победы» в должности второго помощника капитана. Сейчас параллельно с работой Диана Киджи учится в аспирантуре в родной Макаровке.

 Марина Меньшикова, журналист: Диана, ну признайся, был негатив со стороны мужчин на первых порах? Шуточки там, намеки, что пора бы идти варить супы?

Диана Киджи, 2й помощник капитана а/л «50 лет Победы»: Мои коллеги-мужчины меня совершенно не обижают и не подтрунивают. Я даже не задумываюсь об этом сейчас. Признаюсь, на первых порах в профессии – во время учебы, на практиках, - было сложнее. Там еще нужно было доказывать свое право находиться и работать на борту. Сейчас этого

нет. Есть уважение коллег, - уважение, которое никак не связано с тем, кто перед тобой: мужчина или женщина. Это уже профессиональные отношения, где меня оценивают, как специалиста, как хорошо я выполняю свою работу.

Марина:   А как вообще вы дослужились уже до второго помощника капитана? Это же целый путь…

Диана:   «Как получилось» здесь не совсем верный вопрос. Целенаправленно получилось: я твердо шла и продолжаю идти к своей цели. Начала практики в рядовом составе – курсант, матрос. Потом четвертый, третий помощник. Сейчас вот уже

второй. Нормальный последовательный рост, как и у всех.

И кстати, именно на Арктический регион я не была нацелена, просто так получилось, что после выпуска из академии я пришла работать на ледоколы. По сути, это случайное совпадение. Первые годы работала на дизель-электрическом ледоколе в Финском заливе. Ледовая работа затянула, захватила. После этого

переход на атомный ледокол в просторы Арктики был уже вопросом времени.

Марина: –А сколько всего уже времени вы провели в море?

Диана:  Если считать с первой практики, то в море хожу с 2012 года. Если посчитать по рабочим документам, то перед выпуском из академии с избытком хватало плавценза на рабочий диплом вахтенного помощника (требовалось 12 месяцев, а было 18). В должности вахтенного помощника прошлой осенью ценза уже хватило на диплом старшего помощника (еще 18 месяцев). Вот и

считайте…

Марина: Да, я под впечатлением… Я знаю, что атомоход «50 Лет Победы» ходит не только по Северному Морскому пути, выполняя ледокольную проводку судов, но и способствует развитию круизного туризма в России, доставляя туристов со всех концов планеты на Северный Полюс. А что интереснее для вас, научные экспедиции, например,  или туристические?

 

 Диана:  На борту ледокола «50 лет Победы» у меня уже есть опыт работы и в круизном рейсе, с туристами по пути к Северному полюсу, когда ледокол приходит по территории национального парка «Русская Арктика» и в обеспечении научной экспедиции «Академика Федорова», и в зимних навигациях в Обской губе и Карском море. В каждом рейсе можно найти и свой интерес, и свою красоту. И свою сложность: с научным судном, например, нужно идти строго по проложенному профилю, притом на малых скоростях, пограничных с теми, когда судно уже не управляется. В круизных рейсах довольно непростым бывает маневрирование в проливах архипелага Земли Франца-Иосифа, зачастую забитых обломками айсбергов. Но, тем не менее, основная наша работа – все-таки обеспечение ледовых проводок судов. На сегодня это, в основном, работа в зимнее-весенний период в Обской губе, обеспечение движения по Морскому каналу газовозов проекта «Ямал СПГ», и проводки грузовых судов, везущих грузы для строительства терминала «Сабетта-2» на другом берегу губы. Я в принципе люблю свою работу. Больше всего интересно непосредственно маневрирование, управление винтами ледокола, поиск оптимальной дороги во льдах. Но все это – прерогатива старшего вахты, старшего помощника капитана. Вахтенный помощник же отвечает за навигацию – счисление пути судна, ведение исполнительной прокладки на навигационной карте, и ведение судового журнала. Больше бумажная работа.

Марина: Устаете в таком темпе работать?

 Диана: Скажу так, оторванность от дома и связи по 4-5 месяцев, это для всех тяжело.  В целом к этому привыкаешь, но иногда от этого все равно устаешь.

 Марина: Есть у вас жизненный девиз?

Диана: Девиз в жизни – «Делай, что должно, и будь что будет».

 Марина: А фильмы про Артику смотрите?

Диана: Фильмы про Арктику если смотрю, то только документальные, исторические. В основном, опять же, читаю. Художественные фильмы, типа «Ледокол» меня не впечатляют, потому что слишком много несоответствий и постановочных сцен бросается в глаза.

 Марина: Арктика снится вам, когда вы на берегу находитесь?

Диана: Бывает, что снится – не столько Арктика, сколько ледокол и работа.

Марина: Я не могу не задать этот вопрос, какое место в национальном парке «Русская Арктика» вам нравится больше всего? 

Диана: Меня, конечно, впечатлила бухта Тихая, словно сошедшая со страниц романа Стивенсона – деревянные дома, деревянная пристань, вещи в домах, оставшиеся с середины прошлого века. Романтика самого процесса высадки на лодках. Не на судовых шлюпках, - а то я уже вижу, как некоторые

привередливые читатели сморщили нос, - а именно на моторных лодках. И еще мне повезло участвовать в облете мыса Тегетхоф на вертолете – фрахтователь хотел поснимать красивые кадры для рекламных буклетов, и на борту было место для пассажира. Пожалуй, съемка в полной мере удалась.

Это был самый красивый полет в моей жизни.

Марина: Ваше любимое животное в Арктике?

 Диана: Больше всего из местных животных мне нравится белый медведь, хозяин Арктики. В нем чувствуется сила, мощь. И в то же время – грация, несмотря на его размеры. Диву даешься, как легко эти гиганты могут перелезать через двух-, трехметровые торосы.

Марина: Какую книгу сейчас в рейсе читаете?

Диана: Читаю биографию полярного капитана Георгия Кононовича  «Моя жизнь». Сейчас у меня параллельно приходит финальная стадия учебы в аспирантуре, – итоговая аттестация и представление научного доклада по работе, - так что на чтение художественной литературы остается меньше времени, чем хотелось бы.

Марина: Есть у вас на планете любимое место? 

Диана: Любимое место на Земле, пожалуй, все-таки дом. Место, где тебя ждут. Тем не менее, даже несмотря на работу, связанную с отсутствием дома по 4-5 месяцев, я люблю путешествовать, бывать в новых местах, странах.

Марина: Меня всегда волновал вопрос, как не заснуть на вахте. Что вы делаете, чтобы не уснуть: слушаете музыку погроме, кофе пьете?

 Диана: Несение вахты требует, как написано во всех возможных правилах и рекомендациях, «вести надлежащее визуальное и слуховое наблюдение» - так что музыка на вахте не к месту. Кофе – да, безусловно, и не одну чашку (точнее, кружку) за вахту. Ну а так, на ходу, особенно в сложном участке, внимание напрягается так, что точно не уснешь. В дрейфе, конечно, с этим сложнее, но в целом на мосту всегда можно найти себе занятие по работе. Главное не забывать при этом вести то самое «надлежащее наблюдение».

 Марина: Диана, а есть у вас такие люди-ориентиры, на кого можно и хочется ровняться?

 Диана: Да, я старюсь ровняться на своих старших

коллег. Это, в первую очередь, капитан дизель-электрического ледокола «Иван Крузенштерн» Александр Ефимов, к которому я пришла после выпуска из академии в должность 3 помощника, и который учил меня азам ледокольной работы в Финском заливе. И, во вторую очередь, это капитан Дмитрий Викторович Лобусов, - капитан, если можно так выразиться, старой ледовой школы, в экипаже которого мне повезло работать сегодня на борту

«50 лет Победы». Вот это те люди, которые служат для меня примером – и в умении работать, и в любви к профессии, и в отношении к своему экипажу.

 

Возврат к списку