Россия предложит странам Арктического совета собственную программу приграничного сотрудничества

Россия предложит странам Арктического совета собственную программу приграничного сотрудничества

Источник информации: The Arctic

Вопрос межрегионального сотрудничества в контексте глобальной Арктики был затронут на очередном заседании «Ленского клуба», который провели в рамках II Международного «Северного форума по устойчивому развитию». По словам замглавы Минвостокразвития России Александра Крутикова, сегодня уровень практического взаимодействия регионов Российской Арктики с арктическими регионами других стран крайне низок, что ведёт к потере множества возможностей, которые связаны с торговлей, экспортом производимой в российской Арктике продукции.

«Мы намерены в рамках программы председательства нашей страны в Арктическом совете предложить нашим регионам, нашим партнёрам по Арктическому совету новую программу стимулирования приграничного сотрудничества, межрегионального взаимодействия, в том числе по линии коренных малочисленных народов, которая позволит запустить совместные проекты между регионами арктических государств», – сказал Александр Крутиков, добавив, что задача по стимулированию экспорта российской продукции сформулирована в Стратегии развития Арктической зоны страны до 2035 года.

Заметим, заседание «Ленского клуба» было посвящено активизации межрегионального сотрудничества арктических регионов России, поэтому замминистра в своем выступлении обозначил ещё ряд направлений межрегионального взаимодействия, которые предусмотрены ожидающей подписания президентом стратегией.

«Проект стратегии предусматривает пересмотр действующих стандартов оказания услуг. Когда плотность населения в условиях Арктической зоны менее одного человека на квадратный километр, сегодняшние универсальные для всей страны стандарты не работают. Люди зачастую не имеют возможности получать качественные социальные услуги, медицинскую помощь, образовательные услуги, услуги в сфере культуры, спорта. Эти стандарты требуют не просто пересмотра. Здесь нужно идти от прямых потребностей людей. И новая стратегия это предусматривает. В частности, сформулирована такая задача, как разработка генеральной схемы размещения объектов социальной инфраструктуры в Арктической зоне с учётом фактической транспортной доступности соответствующих населённых пунктов», – сообщил замглавы Минвостокразвития.

Он добавил, что после завершения подготовки такой схемы выяснится, что требуется наращивать межрегиональное взаимодействие, поскольку возникнут такие ситуации, когда целесообразнее будет с учётом транспортной доступности получать те или иные услуги в соседнем регионе. Наиболее ярким примером, по его словам, может служить соседство Архангельской области и Ненецкого автономного округа.

«Ещё одно направление – изменение подходов к оформлению городской среды в Арктической зоне. Сегодняшние подходы к этому не до конца учитывают специфику Арктической зоны. Мы договорились с коллегами из Минстроя о том, что будет подготовлен отдельный стандарт развития городской среды для Арктики, который будет учитываться при предоставлении мер поддержки в рамках различных программ благоустройства территорий. Важно, что мы его будем сопровождать пересмотром законодательных требований в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Здесь будет крайне важна совместная работа с регионами, чтобы стандарт получился жизнеспособным, рабочим, отвечающим интересам населения», – пояснил Александр Крутиков.

К числу направлений, требующих межрегионального взаимодействия, замминистра также отнёс северный завоз, схема работы которого не позволяет обеспечить население арктических территорий доступными по цене товарами и лекарствами.

«Нам нужно схему северного завоза во многом начинать с нуля, делать её прозрачной. Без этой прозрачности не стоит рассчитывать на государственную поддержку. Мы сейчас изучаем опыт других северных стран. Есть позитивный опыт, когда выстраиваются прозрачные цепочки поставки, напрямую от производителей, когда фиксируется цена на товары. При этих условиях государство берёт на себя самую главную часть затрат – логистическую. Мы работаем сейчас над аналогичной схемой, по которой северный завоз может развиваться в Арктической зоне, и будем в ближайшее время выходить на обсуждения этой схемы с регионами», – уточнил замглавы Минвостокразвития.

Кроме того, межрегиональное сотрудничество потребуется в решении вопросов развития системы профессионального образования и расширения судоходства по арктическим рекам.

Возврат к списку